11 июля 2022 года Московский суд Бреста начал судить Ялцевич Ольгу Михайловну. Судья Евгений Бреган, прокурор Егор Кронда.
Три главных действующих лица, а судят одну Ялцевич
Данное уголовное дело начиналось вообще с другого человека. 8 декабря 2021 года МВД сообщало, что задержали 23-летнего уроженца Дрогичина "за финансирование протестов". В той новости ведомство утверждало, что задержанный "производил платежи за граждан, привлеченных в 2020 году к административной ответственности за участие в несанкционированных массовых мероприятиях".16 декабря 2021 задерживают юристку Ольгу Ялцевич. А уроженца Дрогичина, которым оказался Алексей Ковалевич, вскоре отпускают из СИЗО, и сейчас он на суде проходит как свидетель (хотя, с его слов, он все еще в статусе подозреваемого).
Ольгу же оставили сидеть в брестском следственном изоляторе, и на момент суда она все еще под стражей. Теперь уже ей вменяют "финансирование протестов", и судят по ч.2 ст.342 УК РБ (Финансирование действий, грубо нарушающих общественный порядок, или обучение/подготовка лиц для такой деятельности).
Финансирование, по версии следствия, осуществлялось путем оплаты штрафов по статье 23.34 КоАП, оплаты госпошлин при подаче жалоб на постановления по протестным делам, оплаты адвокатской помощи и тому подобному.
Данная помощь, согласно обвинению, осуществлялась не на личных началах — а в рамках фонда "Страны для жизни". Фонд с августа 2020 года начал предлагать в своих соцсетях помощь по политически мотивированным административным делам. В эту деятельность были включены уже упомянутый Ковалевич, а также находящаяся сейчас вне Беларуси Мария Мороз. А Ялцевич, по версии обвинения, приняла участие в выплате помощи 106 лицам — и в этом заключалось совершение ею "преступления".
Отказ от показаний, "промах" со свидетелем со стороны обвинения
В самом начале судебного заседания Ольга заявила несколько ходатайств. Во-первых, она отказалась от адвоката — это прошение удовлетворили. Во-вторых, ходатайствовала об освобождении от посещения заседаний, приложив замечания к материалам дела — в этом судья отказал. В-третьих, политзаключенная (в очередной раз) ходатайствовала о замене содержания под стражей на другую меру пресечения (и мотивировала тем, что по действовавшему на момент совершения кодексу ее деяние не представляло большой общественной опасности, а в таком случае к ней содержание под стражей не должно применяться) — в удовлетворении данного ходатайства ей также отказали.Далее Ольга заявила, что отказывается от дачи показаний на суде. Кроме того, она заявила что отказывается от показаний, данных ей во время следствия. И отметила, что не признает себя виновной.
На суд были приглашены трое свидетелей, которым (как посчитало следствие) делались переводы от "Страны для жизни". Двое из них подтвердили, что в 2020 году обращались в фонд, им помогли с оплатой штрафов по статье 23.34 КоАП. Но вот третий свидетель заявил, что с оплатой штрафа ему помог не фонд "Страны для жизни", а брат жены.
Еще в ходе суда допрашивали Ковалевича, а также зачитывали материалы дела, существенная часть из которых — показания самой Ольги, данные ей почти сразу после задержания (от которых, напомним, на суде обвиняемая отказалась). Согласно тем показаниям Ольги, банковская карта для выплат помощи была у нее всего 2 дня, сама карта была оформлена на Ковалевича, но на ее телефон был подключен мобильный банкинг по карте.
35 томов в деле, но их зачитали лишь обрывочно. А часть доказательств вообще сфальсифицировали?
Известно, что на суде результаты экспертиз не оглашались полностью, лишь обрывочно. Также остались неоглашенными многочисленные переписки, которые присутствовали в деле.И хотя Ольга отказалась давать показания на стадии судебного следствия, на стадии судебных прений она высказалась подробно. И вот что не так, по ее мнению, с этим уголовным делом:
- в материалах дела есть 2 видеозаписи с камер банкоматов, где по мнению следствия "похожий на Ольгу Ялцевич" человек снимает деньги с карты — но одна запись не является непрерывной и напоминает склейку, на второй записи вообще вместо человека "какое-то серое пятно", а следствие утверждает что это именно Ялцевич.
- в материалах дела она видела, что в документе про опрос соседа другим стержнем и почерком добавили фразу о том, что он видел как "неделю назад она собирала личные вещи".
- при ознакомлении с материалами дела она заметила, что в одном из томов были признаки вырванных листов. Кроме того, нумерация листов кое-где была карандашом, также имелись исправления нумерации. Об этом писала жалобу, но в качестве ответа ей прислали, что "данные факты не нашли подтверждения".
- среди доказательств есть флеш-карта с ее переписками — Ольга заявила что эта экспертиза сфальсифицирована. Первоначально в деле была флешка, которую у женщины отобрали во время обыска в августе 2021 года, и на флешку сбросили переписки с ее компьютера (при этом компьютер не изымался). Но потом в деле оказалась другая флешка, которую приобрели значительно позже августа 2021.
- и самое главное: в ее деяниях отсутствует объективная сторона "преступления", а также нет причинно-следственной связи между выплатами и "действиями, нарушающими общественный порядок". А еще к "финансированию" почему-то отнесли перевод на сумму в 500 рублей человеку, который не опрошен и следствию не могут быть ясны цели перевода (человек находится вне Беларуси) — ну а все остальные переводы шли либо в бюджет либо на счета адвокатских контор.
Также в ходе суда Ольга Ялцевич отметила, что неоднократно обжаловала меру пресечения в виде заключения под стражу. Сказала, что ее помещали в карцер 5 раз. И в СИЗО-7 ее поставили на профучет (еще и не сразу дали по ее требованию письменное решение об этом — лишь после неоднократных требований предоставили, и там внезапно оказалось написано, что она отказалась от подписи).