Козлянко Александр — активист из Бреста, волонтер. Ранее он неоднократно задерживался за участие в протестных акциях, например, против аккумуляторного завода и против декрета "о тунеядцах" в 2017 году. 2 марта этого года к Саше пришли, провели обыск, а потом задержали в рамках уголовного дела, заведенного на активистов анархистского движения из Бреста и области.
Парню предъявлено обвинение по двум статьям: ст.342 УК (Организация либо активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок) и по ч.2 ст.285 УК (Создание преступной организации либо участие в ней). Известно, что в основу обвинения по ст.342 УК лег эпизод с перекрытием дорог в Бресте аж в 2018 году: 5 мая того года анархисты блокировали три полосы трассы М1, протестуя против строительства завода АКБ. При этом знакомые Козлянко говорят, что участия в ней он не принимал.
«Cаше было небезразлично, что происходит в Беларуси. Способствовал развитию гражданского общества и показывал своим примером, как это можно делать»
Мы поговорили с другом политзаключенного, который знает его более 20-ти лет:«С Сашей мы сошлись на музыкальной почве, познакомились на концертах. Стали как-то вместе проводить время: ходить на те же концерты, играли в футбол. Он очень отзывчивый и добрый, всегда придет на помощь. Весьма начитанный — у него дома большая библиотека. Он постоянно интересуется какими-то новинками, в том числе современными беларускими писателями: если что-то вышло, спрашивал у меня, прочитал ли я, просил порекомендовать или купить ему книгу.
Саша много волонтерил, ходил наблюдать на выборы от "Свободного профсоюза". Ему было небезразлично, что происходит в Беларуси. Способствовал развитию гражданского общества и показывал своим примером, как это можно делать. Знаю, часто помогал родителям, смотрел за порядком дома бабушки и дедушки. В горы с ним вместе ходили.. Как в песне Высоцкого поется «горы — хорошая проверка, кто друг, а кто нет».
«Как-то с сокамерниками обсуждали, как появилась Вселенная»
Как только Сашу задержали, друг писал ему письма и первое время получал ответы. В письмах Саша писал, что сидит в камере с достойными людьми, не теряет оптимизма, более-менее настроение боевое, время старается проводить в свою пользу, читает много. Рассказывал, что как-то с сокамерниками обсуждали, как появилась Вселенная. Попросил друзей выписать ему научно-популярные журналы (успешно), т.к. некоторые книги не пропускали, а газеты перестали отдавать. Блокада корреспонденции не обошла и Сашу: если в июле за неделю ему отдавали по 20 писем, то за сентябрь Саше отдали всего 8 писем.
Волонтерство в брестской Весне
Осенью 2020 года Саша пришел в офис Весны в Бресте с желанием помогать. Он ходил на суды, занимался отслеживанием упоминаний политзаключенных Брестчины в СМИ, сводил и систематизировал информацию. «Когда после августа по воскресеньям продолжились мирные марши, я сидела над данными — узнавала фамилии задержанных», — вспоминает волонтерка. «Это было сложно и запутанно, потому что задерживалось много людей. Потом задержанных нужно было отслеживать, а делать это было некому. Тогда появился Саша со своим блокнотиком и начал ходить в суд на административные процессы. Очень много информации с осени 2020 по поводу задержанных исходило от Саши. Он приходил в офис со своими списками и рассказывал: кто, кому, какой штраф, сколько суток [присудили] и ситуацию в целом».
Вместе с Александром Козлянко в начале марта 2021 были задержаны по "анархистскому" делу ребята с брестчины: Марач Андрей, Дранец Никита, Чуль Даниил, Шпетный Павел, Головко Алексей. По версии МВД, дело возбуждено из-за "создания и участия в преступной организации" (это статья 285 УК РБ). Утверждается, что они в том числе участвовали в "массовых беспорядках в Минске и Брестской области" в 2020 году, а их действия финансировались "из различных неофициальных организаций и фондов". Про свое задержание Саша Козлянко рассказывал, что ему угрожали и в туалете минского СК ударили в грудь.
Поддержать брестчанина письмом: СИЗО-1. 220030, г. Минск, ул. Володарского, 2, Александр Александрович Козлянко