Алексей Головко был задержан 5 марта 2021 года в рамках уголовного дела, заведенного на активистов анархистского движения из Бреста и области. Сейчас он находится на Володарке (СИЗО-1). Парню предъявлено обвинение по ст. 342 УК (Организация либо активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок) и по ч. 2 ст. 285 УК (Создание преступной организации либо участие в ней).
Срок содержания под стражей продлили до января 2022. За все время матери Алексея ни разу не разрешили свидание с сыном, якобы нет оснований.
«Задержали Лешу во дворе собственного дома 5 марта 2021 года. После этого пришли с обыском. Забрали компьютер, посмотрели книги, искали баллончики с краской. Первые сутки после задержания Леша был в Бресте, вечером мне удалось его найти, — вспоминает мать политзаключенного Алена.
На следующий день к нему должны были прийти адвокаты, но Лёши уже в Бресте не было. Все выходные с 6 по 8 марта я искала его, звонила во все возможные СИЗО в Минске, Жодино — безуспешно. Я поехала на Окрестина и тогда узнала, что Леша находится там. Через 2 дня его перевели на Володарского и я смогла передать первую передачу. Подробности нахождения на Окрестина я не знаю.
«Знаю только из писем, что ему сразу пообещали не менее 7 лет лишения свободы, по сути, ещё до перехода в статус обвиняемого».
Показания Леша давать отказался. Следственные действия с его участием не проводятся. Только продлевают сроки содержания под стражей. Все жалобы по этому поводу отклонены. Адвокат находится под подпиской о неразглашении, поэтому никаких подробностей о деле нет. Вся связь с сыном только через письма и адвоката. Первый месяц, конечно, все были в очень стрессовом состоянии. Я надеялась на что-то, Леша же вряд ли. Уже во втором письме попрощался на семь лет. Есть осознание, что рассчитывать не на что и не на кого, хоть и оставляю место для чуда.
На данный момент уже больше, чем полгода Леша находится в СИЗО. Сначала в его камере был ещё один политический товарищ, но его перевели в Жодино. Сейчас письма более спокойные, иногда смешные. Очень редко что-то пишет про быт, то немногое, что пропускают цензоры. Писал, например, как проходит в камере процесс бритья. А так, часто пишет, что ничего не происходит, скука. Читают книги, смотрят телевизор, пьют крепкий черный чай. Писал, что приходило письмо от Воскресенского. Леша ответил:
«Просить помиловать за то, чего не совершал? Серьезно?»
Последние три недели писем от Лёши нет совсем. Только потому, что недавно у него был адвокат, и два раза в неделю отвожу ему передачу, знаю, что по крайней мере он жив».
Жизнь Алексея до задержания
Леша в 2020 году закончил политехнический колледж и поступил на заочное обучение в БрГТУ. Успел сдать одну сессию. Заявление на академический отпуск, отправленное по почте, в университете не приняли. И вот на прошлой неделе пришло письмо об отчислении.
В колледже учился по специальности Металлорежущие станки. Учился платно, поэтому распределения не было. Сильно с поиском работы не торопился, потому что был осенний призыв в армию, но его не взяли по состоянию здоровья. И после этого уже устроился на завод, на котором его ждали ещё после практики. Работал на лазерном станке. Как пишет иногда в письмах — "обычный работяга". Проработать успел недолго, около месяца. Даже карточку не успел забрать из банка.
«Леша душа компании, притягивал к себе людей, у него был большой круг общения очень разных людей разного возраста. Он мог поддержать беседы на различные темы, мог выслушать человека. Всегда приходил на помощь в любое время суток, даже малознакомым людям. Я ему часто говорила, что ему нужно выбирать профессию, связанную с общением с людьми, — рассказывает мама Алена. Хотя и техническая направленность у него тоже есть. Разбирается в автомобилях — сам ремонтирует. Также у него есть музыкальное образование по классу аккордеона. Во время учёбы был ударником в ансамбле музыкальной школы "ПараФраз" и ушел из него только после поступления в колледж».
«У Лёши всегда было свое мнение о происходящих событиях, переубедить его было достаточно сложно. Было и обострённое чувство справедливости и стремление к свободе (в разных смыслах этого слова), которые, мне кажется, присущи всему поколению его возраста».
Вместе с Алексеем в начале марта 2021 были задержаны по "анархистскому" делу ребята с брестчины: Козлянко Александр, Дранец Никита, Чуль Даниил, Шпетный Павел, Марач Андрей. По версии МВД, дело возбуждено из-за "создания и участия в преступной организации" (это статья 285 УК РБ). Утверждается, что они в том числе участвовали в "массовых беспорядках в Минске и Брестской области" в 2020 году, а их действия финансировались "из различных неофициальных организаций и фондов".
Поддержать Алексея письмом: СИЗО-1. 220030, г. Минск, ул. Володарского 2, Алексей Игоревич Головко