11 августа 2022 года в Бресте начали судить 57-летнюю Ирину Анатольевну Прыгову. Ее задержали в марте, и с тех пор держат в изоляторе. Гособвинение на процессе представляет прокурор Егор Кронда, судья Татьяна Лавренюк.
Суд проходил в Московском суде Бреста, политзаключенной Прыговой предъявляли несколько статей УК: ст.341 (Осквернение сооружений и порча имущества), ч.1 ст.339 (Хулиганство), ч.1 и ч.2 ст.368 (Оскорбление президента Беларуси).
По версии обвинения, такой набор статей женщина "заработала" тем, что с 22 января по 6 марта 2022 года развешивала бело-красно-белые ленточки и флаги по улицам Бреста (начиная от Набережной им.Ф.Скорины, заканчивая Гузнянским мостом и ул.Московской, всего более 15 улиц). Это квалифицировали по ч.1 ст.339 УК РБ (Хулиганство). На суде Прыгова признала вину частично: во-первых, половина эпизодов к ней не имеет отношения, во-вторых, не признала "цинизм" в факте вывешивания ленточек-флагов. Кроме того, Ирины обратила внимание что по адресу Московская 340 помимо бчб-ленточек были желто-синие — но прокурор про украинские цвета предпочел не говорить.
Кроме того, женщине вменяли сделанные карандашом и мелом несколько протестных надписей:
Эту часть обвинения на суде Ирины Прыгова не признавала, хотя во время следствия признавала авторство надписей. Смену позиции женщина объяснила просто: на момент первых допросов на нее давили, и она опасалась за родных и прежде всего за дочь. После дочь уехала заграницу, о чем Ирина узнала в июне. Потому от показаний, которые женщина давала 10, 11, 15 марта, она на суде отказалась.
На суде некоторые фигуранты пояснили, за что они считали ущерб от написанных мелом и карандашом надписей. Так, про надпись мелом "Нет войне!" на здании ЖСПК "Идеал плюс" председатель жилищного кооператива на суде показал: после того как смыли мел, остались царапины. Эти царапины закрасили в ходе ранее запланированной покраски цоколя, на что ушла 1/3 банки краски. Председатель кооператива подчеркнул, что и без надписи закрашивал бы цоколь.
Следствие искало следы преступлений, и на суде в материалах дела оказалось следующее:
Остальные материалы дела из 3 томов по приблизительно 300 страниц существенных данных не имеют. Разве что тот факт, что в июне была попытка сделать очную ставку с двумя оперативниками (сотрудник по фамилии Вечер который ранее принял ее заявление 10 марта, а еще сотрудник Варицкий) — но от дачи объяснений Прыгова тогда отказалась, и на суде объяснила: один из этих оперативников высказывался, что "Тихановская тварь и все [протестующие] твари".
Также в деле есть описание того, что во время обысков изъяли у Ирины. Так, по месту работы у Ирины обнаружили пяльцы с вышитой цитатой из Платона про власть. А дома у нее нашли бело-красно-белое платье, протестные листовки, пакеты и коробку с флажками, нитями и тканями.
Еще в деле есть калькуляция ущерба. В пользу МЧС за снятие флажков насчитали 146.67 рублей. За ликвидацию надписей КУП ЖРЭУ, ДЭП, "Коммунальник" также полагаются деньги.