Іншыя артыкулы

Кого преследуют по «антиэкстремистскому» законодательству?

Разбираем официальный «список экстремистов» по косточкам. Обнаружили, что мы почти лидеры по «экстремизму»
Прошло три года с выборов. Но репрессии продолжаются по сей день, в том числе при помощи «антиэкстремистского» законодательства. Но как понять, кого преследуют наиболее активно?

Мы попытались ответить на этот вопрос при помощи анализа официального «списка экстремистов» (который полностью называется «списком лиц, причастных к экстремистской деятельности»).

Мы хорошо понимаем, что совершенно точно «список экстремистов» не отражает картину репрессированных целиком. Хотя бы потому, что в списках репрессированных по уголовным делам «Весне» известно намного больше фамилий, чем включено в «список экстремистов».

Тогда почему мы решили использовать цифры из официального списка?
Нам кажется, что если пытаться искать репрезентативный источник по репрессиям в уголовном порядке в Беларуси после 2020 года, то это источник, на основе которого можно делать выводы об общей картине.
Отметим, что на сегодня (9 августа 2023 года) в Беларуси в «списке экстремистов» 3111 человек. Из них 548 человек из Брестской области. На душу населения, после столицы, в нашем регионе самый высокий показатель «экстремистов» (то есть репрессированных в уголовном порядке).
Для расчётов использовались данные о населении по областям (и городу Минску) по состоянию на 1 января 2023 от Белстата.
Больше всего (как в абсолютных, так и в относительных цифрах) «экстремистов» в Минске: 1077 человек (или 5.40 человека на 10 тыс. населения). На втором месте Брестская область: 548 человек (или 4.17 человек на 10 тыс. населения). Далее идут Гомельская область с 469 людьми (что составляет 3.48 человек на 10 тыс. населения), Гродненская область (319 человек, то есть 3.19 человека на 10 тысяч населения), Могилёвская область (213 человек, или 2.15 на 10 тыс. населения), и закрывает рейтинг Минская область (всего 275 человек, или 1.88 человек на 10 тысяч населения)

А самым возрастным «экстремистом» в стране оказалась 83-летняя могилевчанка. Алла Неумоева 1940 г.р. внесена в «список экстремистов» под номером 1303. Указано, что причиной включения ее в список стал приговор по ст.368 УК (т.е. за оскорбление Лукашенко).
Самые популярные статьи для репрессий в уголовном порядке:
  • статья 342 УК РБ (Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) — 1312 человек по стране.
  • статья 369 (Оскорбление представителя власти, под чем обычно понимают негативный комментарий про силовиков либо чиновников) — 777 человек.
  • статья 368 (то есть за оскорбление А.Лукашенко, нередко просто выражение неодобрения его действий) — 449 человека;
  • статья 130 (Разжигание ненависти или вражды, под чем часто понимают негативные комментарии про силовиков) — 366 человек.

Также достаточно популярные статьи для преследования: ст.293 (по ней 150 человек включено в «список экстремистов»), ст.370 (122 человека за так называемое «надругательство над госсимволами», обычно за сорванный госфлаг).

Ошибки и проблемы со «списком экстремистов»

Также отметим, что в «списке экстремистов» попадаются очевидные ошибки. Так, для каждого человека указывается его гражданство. И Анне Баран из Пружан в «списке экстремистов» почему-то указали «гражданство Российской Федерации», хотя брестской «Весне» доподлинно известно, что у Анны Баран нет и никогда не было российского гражданства. Насколько распространена ошибка с неверным гражданством в целом по списку, нам неизвестно.

Чтобы «исключиться» из «списка экстремистов», есть не так уж много возможностей. Так, законодательство напрямую предусматривает исключение из «списка экстремистов» в случае смерти. Однако, кажется, это не работает: умерший в колонии политзаключенный пинчанин Николай Климович был включен в список решением МВД 5 мая 2023 года. 7 мая 2023 стало известно о его смерти. По состоянию на 9 августа 2023 (3 месяца спустя), Климович все еще значится в «списке экстремистов».

Но в конце хотели бы напомнить: в данной статье мы всюду не просто так писали слово «экстремист» в кавычках. Дело в том, что правозащитные организации, в том числе «Весна», неоднократно подчеркивали: беларуские власти используют понятие «экстремизма», вводили изменения в «антиэкстремистское» законодательство с целью политических репрессий. Включение человека в данный список не значит, что является террористом или экстремистом в том смысле, в каком это обычно понимают за рубежом. Включая того или иного беларуса в список, власти преследуют только одну цель: еще больше ограничить (во внесудебном порядке) права граждан, которые посмели выступить против власти.
Made on
Tilda