17 августа в Ленинском суде Бреста начали рассмотрение дела в отношении 49-летней Туровой Натальи. 18 августа судья Шурин уже огласил ей приговор: 1 год и 1 месяц лишения свободы (столько и просил прокурор Михаил Ющук).
В чем обвиняют Наталью?
Согласно версии обвинения, 27 мая 2021 домой к Наталье приехала милиция. Там женщина, как утверждают следователи, «имея умысел и цель на публичное оскорбление Президента Республики Беларусь.., желая этого, умышленно с целью унижения чести и достоинства личности» в ходе разговора с сотрудниками ОВД высказала следующее: «у нас гр*банное государство» и «гр*банный президент». Чем, по мнению гособвинения, совершила преступление по ч.1 ст.368 УК РБ «Оскорбление Президента».
В чем подвох?
Через час после произнесения указанных слов, в квартире у брестчанки уже орудовали следователи, проводили т.н. "осмотр". В ходе этого, согласно версии обвинения, «желая выразить своё превосходство и вседозволенность», Наталья разорвала протокол и «совершила повреждение официального документа» (ч.1 ст.377 УК РБ).
После этого сотрудники уехали, однако вскоре вернулись и повезли Наталью Турову в Ленинское РОВД Бреста. По дороге туда, как рассказали родственники, милиционеры избивали женщину:
«Около 13:00 они все уехали, а в 19:00 за ней приехал уголовный розыск. Забрали. С порога показали ксивы, Наталья спросила в чем дело, а они сразу подбежали и закрутили ей сзади над головой руки. Она попросила выводить её без наручников, те согласились. Потом всю дорогу между собой решали «может надеть все-таки этой с*ке наручники?» Как позже Наталья рассказала своим родным,1 из сотрудников был за рулем, а другой сзади вместе с ней и периодически всю дорогу бил её по спине. Пока на светофоре машина стояла, женщина высунулась в окно и начала кричать. Сотрудники разозлись еще больше, и, используя нецензурную брань, затащили её назад и начали избивать опять.
Близкие говорят, что по освобождении у Натальи «вся спина была синяя».
В самом райотделе женщине стало плохо с сердцем, и ей вызвали скорую. У брестчанки имеются проблемы со здоровьем: с 4-х лет она состоит на учете с бронхиальной астмой, с 2005 года – на учете в онкологическом диспансере. У Натальи был рак щитовидной железы, после удаления щитовидки ей поставили 3-ю группу инвалидности. Также вследствие падения Наталья пережила черепно-мозговую травму, переломы грудных позвонков и 2 кровоизлияния в мозг. Наталью выпустили из ИВС 29 мая, после чего ей понадобилась профессиональная помощь психолога. «От страха её тогда просто накрывало», – так вспоминали те дни родственники женщины.
«Когда в суде у следователя спросили, почему не было освидетельствования, он сказал, что устно поручил участковому».
Со стороны гособвинения звучало утверждение, что Наталья Турова была в состоянии алкогольного опьянения. В показаниях женщина действительно рассказала, что выпила с соседкой, но буквально пару грамм. Однако подтверждений этому предоставлено не было – "в трубку" женщину не просили дышать, кровь для медосвидетельствования она не сдавала, чтобы определить количество промилле. Родственники осужденной рассказали, что на заседании сотрудники говорили про состояние опьянения, которое они определил визуально. Когда в суде у следователя спросили, почему не было освидетельствования, он сказал, что устно поручил участковому. А при допросе участкового тот сказал, что ему ничего не поручали.
Обвиняемая же на суде говорила, что в тот день к ней пришла сильно пьяная соседка, предлагала ей выпить. Позже соседка стала вести себя агрессивно (называла Наталью разными мужскими именами, хваталась за ножи). Наталья попыталась вызвать медиков, которые перенаправили ее в милицию, а те — обратно в скорую, и так несколько раз. В итоге домой к Туровой все же приехала милиция. Женщина начала возмущаться, мол, почему структуры только перенаправляют, никто долго не приезжает и не может помочь, когда человек находится в опасной ситуации. Тогда женщина и допустила высказывания про «гр*банных»... После тех слов наряд из милиции вызвал сотрудников из СК, те провели дома у Натальи "осмотр" с понятыми. Предложили подписать протокол осмотра Туровой, однако женщина порвала протокол.
Итог истории
Обвинение посчитало, что «обстоятельств, смягчающих ответственность Туровой, не установлено», несмотря на инвалидность и серьезные проблемы со здоровьем, а также насилие, которому подверглась Наталья во время доставки в ИВС.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность, отнесли состояние алкогольного опьянения, которое так и не было зафиксировано. 17 августа женщину признали виновной по двум статьям уголовного кодекса с применением 107 статьи о принудительных мерах лечения. Наталью Турову заключили под стражу в зале суда сразу после оглашения приговора. Вчера беларуское правозащитное сообщество признало женщину политзаключенной.
Поддержать Наталью Турову можно по адресу: СИЗО-7. 224030, г. Брест, ул. Советских пограничников, 37, Наталья Георгиевна Турова