Пра людзей

Анна Баран — политзаключенная из Пружан, которая писала много апелляций-жалоб

Даже из колонии и СИЗО она пытается давать юридические советы знакомым

Анна Баран в брестском Доме правосудия, 2021 год

Противостояние милиции, пропагандистским телеграм-каналам и судебной машине

Анну Баран задержали 13 октября 2021 года — с того дня она в неволе. Ее поместили в брестское СИЗО по "хороводному" делу. По этому уголовному делу очень мало людей заключали под стражу до суда — и обычно это оказывались люди с весьма активной гражданской позицией. Такой можно назвать и пружанку Анну.

Еще в предвыборный период женщина включилась в протестное движение. А когда с августа 2020 года за акции протеста многих начали судить по статье 23.34 КоАП (Участие в несанкционированных мероприятиях), пыталась сделать санкционированные акции. Собирала все разрешения, заключала обязательный в таких случаях договор со скорой и милицией (в общем, старалась следовать букве закона) — но получить разрешение райисполкома так и не удалось.

И с тех пор женщину неоднократно забирали в милицию (если не из-за "неразрешенного" мероприятия, то просто "для установления личности"). Дошло до того, что Анна написала обращение в местную администрацию:
«Прошу выдать мне разрешение на посещение магазинов "Универмаг", "Универсам", "Кулинария" и "Три цены", а также возможность добраться до этих магазинов пешком или на общественном транспорте без доставления в Пружанское РОВД для установления личности».

А когда на стыке 2020 и 2021 года беларуские власти заговорили про очередное Всебеларуское Народное Собрание (ВНС), и что оно обсудит изменение Конституции и еще некие важные изменения в стране, Анна Баран пыталась попасть в состав этого "представительного" органа. В феврале 2021 ВНС прошло, но еще в апреле 2021 года женщина судилась с Брестоблисполкомом: так она пыталась добиться от властей ответа, как она могла быть избрана делегаткой Собрания.


Параллельно с этим, поскольку много жителей Пружан получали штрафы-аресты из-за протестной деятельности, проходили через часто незаконные задержания и другие действия со стороны силовиков, Анна помогала землякам обжаловать постановления суда и действия милиции.

Активность Анны не оставалась незамеченной: в декабре 2020 года в провластном телеграм-канале про нее вышла неоднозначная публикация. Пружанка оценила пост как попытку очернить ее имя, потому подала заявление в Следственный комитет с просьбой возбудить уголовное дело по статье "Клевета". В возбуждении дела ей отказали.

Репрессии

С августа 2020 года пружанку несколько раз задерживали, у нее проходили многочисленные обыски. У Анны изымали один за другим мобильные телефоны, к маю 2021 года было изъято уже 5 штук.

А когда в отношении большого количества людей возбудили уголовное дело за "хоровод" (акцию протеста, которая прошла 13.09.2020 в Бресте на перекрестке дорог; протестующие пели песни и водили хоровод, пока их не разогнал милицеский водомет) — Анну также сделали обвиняемой по этому делу.

И, как свойственно женщине, она начала бороться и с уголовной системой законными методами. Так, в сентябре 2021 Анна направила в прокуратуру жалобу длиной более 20 страниц, где по пунктам разбирала недостатки на этапе следствия по "хороводному" делу (завышенный "ущерб", наличие доказательств которые получены с нарушением законодательства, странности в выборе свидетелей из числа водителей общественного транспорта, отсутствие причинно-следственных связей между частью "последствий" и действиями протестующих, и многое другое).
С полным текстом жалобы можно ознакомиться тут: https://docdro.id/6yJOAhL

Коллаж с использованием отрывков из жалобы, подготовленной Анной Баран и отправленной в прокуратуру по "хороводному" делу. Автор: брестская Весна

Через месяц после этой жалобы, в октябре 2021 года Анну поместили в брестское СИЗО.

Тем не менее, неугомонная Анна под стражей:
  • изучала Уголовно-процессуальный кодекс;
  • в письмах пыталась писать юридические советы друзьям — но такую корреспонденцию не пропускала тюремная цензура.

Потом состоялся суд, где ей присудили полтора года колонии. Свою вину пружанка на суде не признала. Остальным фигурантам того же суда в основном дали ограничение свободы.


Быт в СИЗО и колонии: «Нет свободного времени, хорошо что на свободе работала на двух работах»

С октября 2021 года по февраль 2022 Анну Баран держали в брестском СИЗО. Потом этапировали в гомельскую женскую колонию, где ей предстоит отбывать срок до середины февраля 2023 года.

И в следственном изоляторе, и в колонии дни политзаключенной проходят, по ее признанию, насыщенно. Так, в январе 2022 года из брестского СИЗО Анна Баран писала:
«У меня все отлично. Времени не хватает даже здесь :) Все в камере не знают, как убить время, а я не знаю, где его раздобыть еще, и это без шуток».

В том письме женщина описала, что пытается создавать в камере домашний уют, готовить свою еду в виде бутербродов и нехитрых салатов. А также делилась, что делает зарядку, и заражает своим примером других — "уже два человека [в камере] присоединилось :)". Полчаса в день у нее оставалось на чтение, и еще тогда (в январе 2022) она в камере читала роман Ремарка "На западном фронте без перемен".

На полях ее писем можно найти и трогательные отметки вида:
«Духи — огонь! [Ранее полученную] открытку нюхали по очереди, всей камерой».


Когда Анну перевели в колонию, ее быт все также остался насыщенным. Правда, судя по описанию, в нем уже меньше времени на "самодеятельность", но больше занятий "согласно распорядку". Так, в марте 2022 года из колонии Анна прислала письмо, в котором делилась:
«Вот я уже месяц в колонии. Как ни странно, он пролетел быстро. Думаю, потому что много дел: работа, дежурство в столовой, в локальном участке, уборка территории, снега, чистка картошки, овощей, дежурство по столу — в армии, наверное, называется дежурством по тумбочке, — уборка секции, душа, клуба, столовой, туалета и т.д. Вчера грузили доски и строительный мусор. Бывают дни, что действительно не могу попить просто чая один раз за день. Тем более, все по распорядку дня и для всего свое время. Сегодня воскресенье, единственный день, когда не идем на фабрику и есть время написать письмо :) Хорошо, что и на свободе я всю жизнь работала без выходных, иногда на двух работах, не считая того что люблю порядок и дома и готовить, а это тоже силы и время — порядок и уют дома. [..] Ходим строем, в телогрейке и форменной одежде. Все как в армии, только еще работа на фабрике».

И уже почти полгода пробыв в колонии, Анна писала:
Фото части письма Баран Анны, май 2022 года

Тем не менее, судя по тону всех писем Анны, она держится стойко даже за решеткой. И объясняет это просто: «Когда за тобой правда — это придает колоссальные силы».

Прислать свою весточку политзаключенной можно по адресу:
ИК № 4. 246035, г. Гомель, ул. Антошкина, 3
Баран Анне Анатольевне
Made on
Tilda